ИСТОРИЯ БРИГА «МЕРКУРИЙ»

Бриг «Меркурий» был заложен 9 февраля 1819 года в Севастопольском адмиралтействе и спущен на воду 20 мая 1820 году. Судно строилось из крымского дуба, по чертежам тогда только начинающего, а впоследствии ставшего очень известным корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина.

Иван Яковлевич Осминин родился в 1787 году. В 1799 году он поступил в Училище корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге, где за успехи в учёбе был награждён золотыми часами. Закончив училище, Иван Яковлевич Осминин был командирован в Англию для повышения квалификации.

По возвращении в Россию он был назначен помощником корабельного мастера, а в 1811 году получил должность преподавателя в Училище корабельной архитектуры.

В 1817 году Иван Яковлевич Осминин был переведён в Николаев, позднее – в Севастополь. К 1827 году возведён в звание подполковника корпуса корабельных инженеров с переводом в Николаев.

С 1834 по 1838 год Иван Яковлевич Осминин исполнял обязанности начальника корабельных инженеров Черноморского флота. Был награждён орденом Святого Владимира IV степени и орденом Святой Анны II степени.

В Севастополе с 1819 по 1829 годы под его руководством построены корабли и суда: бриг «Меркурий» (1820), катер «Сокол», транспорт «Лебедь», яхта «Голубка», люггер «Стела», шлюп «Диана», бригантина «Елисавета», требака «Утка», катер «Жаворонок», бриг «Пегас», фрегат «Рафаил», бригантина «Нарцисс».

В Николаеве с 1830 по 1833 годы построены: линейный корабль «Память Евстафия», корветы «Сизополь» и «Пендераклия», яхты «Резвая» и «Везувий», шхуны «Курьер» и «Вестник», пароходы «Громоносец», «Подобный» и «Везувий», люггеры «Геленджик» и «Поти», транспорты «Слон» и «Чампан», линейный корабль «Варшава».

Всего на верфях Севастополя и Николаева Осминин построил 28 судов различных типов. Однако,на тот момент «Меркурий» был его первым достаточно крупным кораблём, а всего вторым судном построенным им самостоятельно в качестве руководителя работ.

Знак Императорского училища корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге

Знак Императорского училища корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге

@ «Графская пристань. Севастополь». Художник И. К. Айвазовский. Первая половина XIX века

Бриг стал одиннадцатым судном с 1699 года, носившим это имя. Ранее так назывались торговый и госпитальный корабли, бриг и катер, две галеры, два фрегата и пакетбот.

Своё имя бриг «Меркурий» получил в честь катера Балтийского флота «Меркурий», отличившегося во время Русско-шведской войны 1788–1790. Катер «Меркурий» был куплен Россией в Англии и в 1788 году и вошёл в состав Балтийского флота. 28 июня 1788 года катер пришёл в Копенгаген, где присоединился к эскадре вице-адмирала В. П. Фондезина. C 19 июля по 16 августа «Меркурий» с эскадрой выходил в крейсерство в Балтийское море для поиска шведских судов.

19 апреля 1789 года корабль взял в приз 29 шведских торговых судов, через 10 дней атаковал и взял в плен шведский 12-пушечный тендер «Снапоп», а менее чем через месяц, 21 мая, пленил 44-пушечный фрегат «Венус».

За этот подвиг командир «Меркурия», капитан-лейтенант Роман Васильевич Кроун, был награждён императрицей Екатериной II орденом Святого Георгия 4-й степени, произведён в следующий чин и получил пожизненную пенсию.

Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» в 1789 году Художник А. Боголюбов

@ Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» в 1789 году. Художник А. Боголюбов

Кроун Роман Васильевич. Художник К. Бегров

@ Кроун Роман Васильевич. Художник К. Бегров

Бриг «Меркурий» представлял собой небольшое судно с двумя непрерывными палубами вдоль всей длины корпуса. Верхняя – главная орудийная палуба, нижняя — специальный съёмный настил — орлопдек — между подпалубным помещением и трюмом. На нём находились матросские кубрики, парусные, канатные, провиантские кладовые, камбуз (под первым рустером за фок-мачтой), крюйт-камера, и другие вспомогательные помещения. В кормовой части в небольших выгородках располагались капитанская каюта и офицерские помещения.

При строительстве брига впервые на русском флоте была применена новая система набора остова — по методу английского инженера Р. Сепингса с диагональными связями внутри корпуса — ридерсами. Эта особенность конструкции увеличивала прочность корпуса, особенно при нагрузках на продольный изгиб и предохраняла его от преждевременного расшатывания эллементов.

Бриг был сконструирован и построен специально для прибрежного плавания. Поэтому имел довольно малую осадку – примерно на 1,1 метр меньше чем у аналогичных ему бригов для плавания в открытом море и относительно большую для своей длины ширину. Бриг хорошо держал высокую волну, однако в тихую погоду грузнел, это заметно ухудшало ходовые качества в открытом море. Он был снабжён четырнадцатью вёслами, по семь штук на каждый борт. Специальных скамей для гребцов на нём не было и грести можно было только стоя, от одного до трёх человек на весло. В плавании под парусами вёсла укладывались на ростры по бокам шлюпки.

Бриг «Меркурий». Художник С. Веливок

@ Бриг« Меркурий». Художник С. Веливок

План брига «Меркурий»

План верхней палубы брига «Меркурий»

Артиллерийское вооружение брига состояло из восемнадцати 24-фунтовых карронад и двух длинноствольных 8-фунтовых пушек. Карронады устанавливались на верхней палубе вдоль бортов и по боевой тревоге выдвигалась в орудийные порты. Пушки, имевшие по сравнению с карронадами большую дальность стрельбы, устанавливались у носовых пушечных портов и носили название «погонных»; при необходимости они перекатывались на корму и выдвигались в открывающиеся фальш-окна. В этом случае они назывались «ретирадными». Мощность залпа всех пушек одного борта — 216 фунтов.

Экипаж судна насчитывал 115 человек. В это число входили 5 офицеров, 5 квартирмейстеров, 24 матроса 1-й статьи, 12 матросов 2-й статьи, 9 бомбардиров и канониров, 43 старшие юнги, 2 барабанщика, 1 флейтщик и 14 прочих нижних чинов.

Бриг «Меркурий». Художник О. Пархаев

@ Бриг «Меркурий». Художник О. Пархаев

Пушка-карронада на корабельном станке – экспонат Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге (фото- Сергей Балакин)

Пушка-карронада на корабельном станке – экспонат Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге (фото- Сергей Балакин)

Всего, согласно сохранившейся ведомости, на постройку брига ушло:

750 кряжей польского дуба, 450 кряжей крымского дуба, 460 сосновых брёвен, 820 сосновых брусьев и досок.

На обшивку подводной части для защиты от обрастания и гниения было затрачено:

1300 медных обшивочных листов длиною 4 фута и шириною 14 дюймов, 130000 гвоздей медных обшивочных гвоздей.

На обработку всех элементов конструкции ушло 2 пуда свиного, 4 пуда говяжьего сала, 30 фунтов голландской сажи, 60 пудов жидкой смолы и 2 пуда постного масла.

При проводке такелажа в конструкции задействовано более 600 блоков размером от 4 до 32 дюймов и более 100 юферсов от 4 до 10 дюймов диаметром.

Бриг "Меркурий". Художник В. И. Шиляев

@ Бриг «Меркурий».  Художник  В. И. Шиляев

Основные параметры брига:

— водоизмещение 456 тонн,

— длина 29,46 м,

— ширина  9,398 м,

— площадь парусности 856 м2,

— экипаж 115 матросов и офицеров.

Вооружение:

— Восемнадцать 24 фунтовых каронад и две длинноствольных 3-фунтовых пушки.

— Мощность бортового залпа 216 фунтов.

20 мая 1820 года бриг «Меркурий» был спущен на воду.

Вот что написано в рапорте о спуске брига «Меркурий» на воду Контр-адмиралом Ф. Т. Быченским, Главному командиру Черноморского флота А. С. Грейгу:

Сего месяца 7-го числа в 11 часов утра, в присутствии моем и господ директора над здешним портом и капитана над портом же в нем, построенный здесь бриг «Меркурий» длиною по палубе 96 фут, 8 дюймов, шириною без обшивки 30 фут 10 дюймов, глубиною в интрюме 13 фут 6 дюймов со стапеля на воду спущен благополучно.

По спуске с полозьями на воде сел форштевень 6 фут 9 дюймов, ахтерштевень 12 фут 3 дюйма, с помещением грузового балласта 704 пудов, о чем Вашему Превосходительству донести честь имею.

Докладываю при том, что предписано от меня конторе Севастопольского порта равно и командиру сего брига капитан-лейтенанту Головину о немедленном приготовлении оного к выходу с эскадрой в море.

После окончания постройки бриг «Меркурий» вошёл в состав 32-го флотского экипажа. Первым командиром был назначен капитан-лейтенант И.М. Головин.

В первое плавание «Меркурий» вышел в мае 1820 года. Вплоть до 1827 года бриг плавал в Чёрном море, занимаясь боевой подготовкой и, кроме того, осуществлял отдельные приказания по выполнению дозорных и разведывательных задач командования, но в боях не участвовал. В кампании 1827 года «Меркурий» находился в крейсерстве у берегов Абхазии, успешно ведя борьбу с судами контрабандистов.

С началом русско-турецкой войны 1828-1829 годов бриг участвовал во взятии крепостей Анапа, Варна, Инада, Бургас, Сизополь. 9 мая 1828 года вместе с бригом «Ганимед» «Меркурий» участвовал в захвате у Геленджика двух турецких транспортов с войсками, а затем отконвоировал их в Сизополь. В 1828 году бриг принимал участие в конвоировании русских транспортов.

В мае 1829 года под командованием капитан-лейтенанта Казарского состоялся неравный бой брига с двумя турецкими линейными кораблями, который принёс «Меркурию» и его экипажу всеобщую славу. Бриг вторым в Российском Императорском флоте, был награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом.

Бой брига «Меркурий». Художник А. Жуков

@ Бой брига «Меркурий». Художник А. Жуков

Андреевский Георгиевский флаг

Андреевский Георгиевский флаг

В кампаниях 1830–1831 годов повреждённый бриг не участвовал, а с 1832-го по 1836 год «Меркурий» находился в капитальном ремонте в Севастопольском адмиралтействе. Под руководством кораблестроителя С.И.Чернявского он прошёл тимберовку.

В кампаниях 1837-1839 годов бриг обеспечивал высадки десантов на побережье Кавказа, а в кампаниях 1840–1843 годов был в крейсерстве у берегов Кавказа.

В 1851–1852 годах бриг находился в практическом плавании в составе первой эскадры 4-й флотской дивизии, а в кампании 1853 года – в крейсерстве у восточных берегов Чёрного моря в составе отряда контр-адмирала Ф.М.Новосильского.

В период обороны Севастополя в 1854–1855 годов корпус брига использовался как понтон при наведении моста через Южную бухту. В 1856 году бриг был перемещен в Николаев, где он использовался в качестве блокшива – плавучего склада.

9 ноября 1857 года приказом генерал-адмирала No180 бриг «Меркурий» из-за крайней ветхости был исключён из списков флота и разобран. В отечественном парусном флоте «Меркурий» оказался одним из долгожителей.